Качество обслуживания (Quality of Service, QoS)
Качество обслуживания (Quality of Service, QoS)
Под качеством обслуживания (Quality of Service, QoS) в общем случае
принято понимать предоставление пользователям и приложениям в сети
предсказуемого сервиса по доставке данных. Конкретное же определение и
параметры качества обслуживания главным образом определяются типом
приложения. Так, например, для передачи голосового трафика, важнейшими
параметрами QoS являются задержка и вариация задержки на определенном
интервале времени, в то время как потеря некоторой части пакетов
допустима. Параметры качества обслуживания можно разбить на три группы:
Между клиентом, потребителем услуг транспортной сети, и провайдером данных услуг мо-жет быть заключено «соглашение об уровне обслуживания» (Service Level Agreement, SLA), в котором определяются:
Общая архитектура службы QoS включает в себя элементы, выполняющие следующие функции, рис. 1:
Важнейшими механизмами обеспечения QoS являются механизмы обслуживания очередей и кондиционирования трафика. Механизмы первого типа могут поддерживать различные алгоритмы обработки пакетов (от простейшего FIFO, «первый пришел – первый обслужен», до сложных алгоритмов взвешенного обслуживания). В любых коммутаторах Ethernet по умолчанию реализован алгоритм FIFO, согласно которому при переполнении буфера сбрасывается кадр, не помещающийся в оставшуюся память, независимо от типа трафика и требований по его обработке.
Поскольку этот подход неприемлем для дифференцированного обслуживания потоков - совокупности пакетов имеющих общие признаки (например, адрес узла-получателя), в современных коммутаторах дополнительно используются алгоритм приоритетной обработки (реализован в коммутаторах Ethernet с поддержкой 802.1Q/p) и алгоритм взвешенного обслуживания. Комбинацией указанных алгоритмов является алгоритм «взвешенного справедливого обслужи-вания» (WFQ). Различные реализации именно этого алгоритма появились в оборудовании, поддерживающем стандарт DiffServ.
- параметры пропускной способности (минимальная, средняя и максимальная скорость передачи)
- параметры задержек передачи пакетов (средние и максимальные величины задержек и вариаций задержек)
- параметры надежности передачи (уровень потерь и искажений пакетов)
Между клиентом, потребителем услуг транспортной сети, и провайдером данных услуг мо-жет быть заключено «соглашение об уровне обслуживания» (Service Level Agreement, SLA), в котором определяются:
- плата за обслуживание в зависимости от выбранного уровня обслуживания
- параметры QoS для данного уровня (максимальная задержка и вариации, пропускная способность, максимальное время восстановления сети после аварий и т. д.)
- методы измерений вышеуказанных параметров
- штрафные санкции за не обеспечение требуемого QoS
- любые другие дополнительные статьи по обоюдному согласию
Модель службы QoS
Общая архитектура службы QoS включает в себя элементы, выполняющие следующие функции, рис. 1:
- Обработка входящего трафика в соответствии с требованиями качества обслуживания
- Осуществление QoS-сигнализации в сети для поддержки качества обслуживания «end-to-end»
- Обеспечение возможности управления распределением ресурсов сети (политика, определение потоков, учет и т. д.)
Рис. 1. Архитектура службы QoS
Важнейшими механизмами обеспечения QoS являются механизмы обслуживания очередей и кондиционирования трафика. Механизмы первого типа могут поддерживать различные алгоритмы обработки пакетов (от простейшего FIFO, «первый пришел – первый обслужен», до сложных алгоритмов взвешенного обслуживания). В любых коммутаторах Ethernet по умолчанию реализован алгоритм FIFO, согласно которому при переполнении буфера сбрасывается кадр, не помещающийся в оставшуюся память, независимо от типа трафика и требований по его обработке.
Поскольку этот подход неприемлем для дифференцированного обслуживания потоков - совокупности пакетов имеющих общие признаки (например, адрес узла-получателя), в современных коммутаторах дополнительно используются алгоритм приоритетной обработки (реализован в коммутаторах Ethernet с поддержкой 802.1Q/p) и алгоритм взвешенного обслуживания. Комбинацией указанных алгоритмов является алгоритм «взвешенного справедливого обслужи-вания» (WFQ). Различные реализации именно этого алгоритма появились в оборудовании, поддерживающем стандарт DiffServ.